Модель социального взаимодействия тренера и спортсмена в процессе тренировки на велоэргометре

26 февраля

Контакт тренера и спортсмена в научной литературе по изучению механизмов спортивной деятельности представлен в формах психического социального взаимодействия. Социальное взаимодействие описано исходя из психологических категорий. Организм человека — это целостная биологическая система. Психика человека неразрывно связана с его физиологией, поэтому все реакции человека носят психофизиологический характер.

Проблема изучения функционирования целостной биологической системы требует системного подхода. В теории функциональных систем К. В. Судакова выдвинута концепция о системном квантовании поведения. Здесь, поведение человека подразумевает дискретных характер, системная единица поведения — «системоквант». В основе системокванта базируются биологические или социальные потребности. Они возникают на основе целенаправленной деятельности, мотивации, поэтапных и конечных результатов деятельности и их постоянной оценки посредством обратной афферентации.

Организм человека — сложная саморегулирующаяся система, в которую интегрировано множество функциональных систем, работающая по принципу иерархического взаимодействия. Главную роль в иерархической системе отводят под социальные результаты.

Процесс взаимодействия спортсмена и тренера сложен и трудоемок. Результаты спортсмена зависят от психологического взаимодействия и системной организации процессов мышления тренера. Системная организация мышления тренера на информационной основе отображает реальные аспекты подкрепляющих воздействий на организм. Оценку информации осуществляют акцепторы результата действия (АРД).

Слово в процессе социального взаимодействия людей играет ключевую роль. Слово лежит в основе вербального обмена информацией. В процессе работы со спортсменом тренер применяет словесное инструктивное: ставит цели и задачи, объясняет технику, правила выполнения упражнения. Следуя наставлениям тренера у спортсмена формируется в АРД информационная энграмма, которая на основе процессов обратной афферентации сравнивает реально достигаемые результаты деятельности. Тренер может корректировать процесс тренировки, в результате будут происходить изменения запрограммированных информационных свойств системы.

Рассмотрим системоквант социального взаимодействия тренера и спортсмена в процессе тренировочной деятельности на велоэргометре. Итоговым результатом системокванта является выполнение поэтапной‐дозированной физической нагрузки спортсменом до отказа. Достижение конечных результатов тренер добивается путем поэтапного словесного инструктирования спортсмена. Поддержание постоянной скорости вращения педалей велоэргометра является обязательным условием для достижения этапного результата на каждом системокванте спортсмена. Оценка этапного результата осуществляется исходя из отклонения реальной скорости вращения педалей велоэргометра. Информация о результатах тестирования поступает передается по каналу обратной афферентации в акцепторные результаты действия тренера. Здесь происходит сравнение полученной энграммой спортсмена с ранее заложенной. Оценка результатов энграмм необходима для мониторинга или корректировки деятельности спортсмена в процессе тренировки.

В результате исследования было выявлено, что социальное взаимодействие спортсмена и тренера носит системный психофизиологический характер. Тренер используя словесный инструктаж формирует системную организацию социального уровня взаимодействия. Система имеет высокий уровень иерархии по отношению к самостоятельной тренировки спортсмена.

может быть интересно

Внимание! При покупке медицинской техники обязательно требуйте регистрационное удостоверение и документ, подтверждающий, что прибор прошёл метрологическую поверку.